О приготовлениях премьеры оперы "Ça ira" мы говорили со сценическим дизайнером Анжеем Вороном (Andrzej Woron).
Stefan Drajewski: "Ça ira" - это классическая опера, просто опера 19-го века, в этом эстетика. Janusz
Jozefowicz решил сделать из неё шоу. Он соединил в один организм оперу, цирк, мультимедиа. Что
Вы нашли в этом его мире, как сценограф?
Andrzej Woron: Я сам являюсь режиссёром и понимаю Йозефовича. Мы работаем с ним уже долго и я стараюсь быть лояльным
к его идеям. В прошлом году я режиссировал "Marat - de Sade" Питера Вейсса (Peter Weiss) в Бременском Театре в Бремене.
Там среди прочего идёт речь о французской Революции, в котором большой индивидуалист, Маркиз дэ Сад заседает с первым,
как его окрестил Маркс, коммунистом Маратом, который родился на сто лет раньше своего времени.
И затем я искал литературу, которая должна мне, подобно этой истории, рассказать о свободе.
Практически та же тема, как в опере Уотерса. И я выяснил тогда, что во времена французской Революции из Парижа
отправлялись эмиссары таким образом, чтобы они разнесли по всей Франции, - особенно в провинции - идеи Революции.
Эмиссары нанимали цирк или небольшие гастролирующие театры, которые исполняли свою программу, и в то же время
проводили агитационные акции. От подобного размышления и родилось шоу Йозефовича.
Stefan Drajewski: Как Вам новое произведение Роджера Уотерса?
Andrzej Woron: Музыка очень традиционна. Она не несет в себе ничего новаторского, нет даже намеков. Однако я восхищаюсь
этим произведением, ведь Уотерс - артист полностью из другой сказки (оперы, извиняюсь за каламбур - прим. пер.),
создал произведение в стиле 19-го века. И такое огромное.
Stefan Drajewski: И если Уотерс остался верным классической опере, стан реализаторов: режиссёр Януш Йозефович
(Janusz Jozefowicz), сценический дизайнер Анжей Ворон (Andrzej Woron) и костюмер Мария Бальсерек (Maria Balcerek)
выбрали другую дорогу.
Andrzej Woron: Чтобы осуществить на сцене любую постановку, надо найти к ней ключ. Для нас такой ключ нам дало место
постановки - площадь Международных Познаньских Торгов под открытым воздухом.
Шоу смогут увидеть одновременно 14 тысяч зрителей и им необходимо всё такое показать.
И здесь мы соорудим высокую сцену, и здесь также появится цирковая арена.
Когда я читал либретто, больше всего меня поразил в нём его пафос.
Трудно было вырезать из него главную историю. Но способ, который мы выбрали
- ассоциативные образы - предвещает, что опера донесет всё до публики.
При использовании различных инсценировок музыка, конечно, не пострадает.
Stefan Drajewski: Вы любите такие требования?
Andrzej Woron: Преувеличивая, как я уже говорил, я на этом специализируюсь. Но это - правда, люблю необычные пространства,
большие формы... В последний раз я организовал в Германии шоу современной музыки, основанной на творчестве
американского композитора о знаменитом имени Шумахера. У меня было три оркестра, хор, солисты,
актеры. Это очаровывает и это сильно затягивает...
Stefan Drajewski: Вы часто режиссируете, создаете сценографию и костюмы. В этот раз Вы делаете только сценографию.
Andrzej Woron: Я начинал, как сценический дизайнер. Но правда такова, что на самом деле я все делаю сам, за исключением хореографии.
Я хотел, чтобы меня пригласили на эту постановку, потому что здесь и Уотерс
- легенда мирового рока, и мировая премьера, и Януш Йозефович, которого любят в Польше ...
Я его тоже люблю. Однако, мы способны относиться к себе строго.
Stefan Drajewski: Также, как Роджер Уотерс?
Andrzej Woron: Я не знаю. Я познакомился с ним только в Познани.
Stefan Drajewski: Вы уехали из Польши в начале 80-х. Позднее Вы создали несколько театров, о которых потом долго говорили.
Andrzej Woron: Вы выбрали подходящее время. Уже нет Kreatur Theater (1989-1999 прим.пер.). Он функционировал одиннадцать лет. Мы постоянно
обещаем друг другу, что соберемся вместе и еще немного поработаем вместе. Тем временем я работаю в драматических
и оперных театрах в Германии. Я прибыл в Польшу в качестве гостя, чтобы спроектировать Янушевскую сценографию.
Stefan Drajewski: Перед оперой "Ça ira" Вы подготовили исполнение "Месть Мыши" в краковской Опере.
Andrzej Woron: Да это так. А еще раньше мюзиклы (с Йозефовичем - прим.пер.) "Ромео и Джульетта"(2004), "Питер Пэн"(1999) и "Женитьба"(2000).
ЧТО, ГДЕ, КОГДА.
25 Августа 2006 года - дата премьеры спектакля "Ça ira" на площади Международных познаньских Торгов.
14,000 - столько зрителей увидят шоу.
350 - столько артистов, из Польши и со всего Света, задействованы в спектакле.
Stefan Drajewski ( "Западная Газета" No. 170, 22-07-2006 )