Roger Waters - Ca Ira: Надежда Есть!
Ca Ira DVD

Десять лет, которые потрясли Уотерса.


Ca Ira: Есть Надежда !
Содержание. Часть Первая.




Началом этого проекта послужили первые встречи Роджера с Этинн и Надин Рода-Джил в 1988 году, за год до Двухсотлетия французской Революции, посвященные производству музыки для их либретто на пятьдесят страниц.

Роджер был столь пронзен красивыми иллюстрациями Надин и французским либретто Этинн (по существу историей французской Революции в стихах), что пути назад не было.

Эти первые встречи стали возможными благодаря друзьям - Филипп Константен ( служащий французского Pathe Marconi/EMI ), Этинн и Роджер - все вместе разделяли схожие интересы в музыке, искусстве и политике. Восторженный и вдохновленный, Роджер начал создавать свои первые демо на чердачной студии своего дома в Гэмпшире. Эти первые наброски в классическом стиле стали известными как "demo 1". Это произошло за долго до того, как Sony Classical заинтересовалась проектом, которая позже настоятельно убеждала и в конце концов убедила Роджера перевести французское либретто на английский язык.

Никто, возможно, никак не ожидал трагических событий, которые станут сопровождать создание Оперы. Сочинение Оперы "Ca Ira" (в авторском переводе Роджера - "Есть Надежда"), было связано со многими испытаниями и мучительными исканиями по ходу ее создания.

"Ca Ira" является также одним из самых честолюбивых проектов, в который когда-либо погружался закоренелый рок-музыкант. Эта многогранная опера стала жизнеутверждающим завещанием быть стойким и платить по счетам.

Все прошедшие десять лет режиссер Adrian Maben (хорошо нам знаком по фильмам "Live at Pompeii" и "Director's Cut of Live at Pompeii") документировал каждое воплощение проекта, от концепции до завершения. Этот докуметальный фильм включает в себя откровенные интервью с Уотерсом и распределения ролей в "Ca Ira", а также эксклюзивный студийный футаж Оперы. Уже само по себе удивительно то, что любой может, посмотрев фильм, пройти все эти десять лет, ведь искусство не знает границ.

Первое, что бросается в глаза в документальном фильме "CA IRA, The DVD" - насколько мягкая атмосфера царила в студиях. Беседы между основными героями фильма проходят естественно и интуитивно. Именно так каждый из нас представляет идеальную окружающую обстановку для творческого потенциала. У Вас возникает чувство, что Вы участвуете в беседе, а не просто за ней наблюдаете. Роджер играет много ролей - назовем три основных - Создателя, Со-автора и Координатора музыки.

Roger Waters, Ca Ira DVD

Здорово конечно везде наблюдать его подлинный энтузиазм, причём на каждой стадии "Ca Ira." Ранние сцены, снятые примерно десять лет назад - Роджер с темными волосами, болтающий в своей студии с Этинн; два человека на пороге открытия. Перенеситесь на десять лет вперед, в настоящее, и увидете седого, в очках Роджера, наполненного верой, его Опера наконец завершена и отточена.

Roger Waters, Ca Ira DVD

Первая трагедия "Ca Ira" произошла в 1990 году, когда Надин умерла от лейкемии, что стало сильным ударом для ее мужа Этинн. На их первой встречи Роджер нашел, что Надин была полной жизни и несгибаемой в своих поступках - "Она поразила меня своей силой - немного колкой, будто она не собиралась брать никакого дерьма ни от кого, даже от меня!" Роджер не знал в то время, что Надин была серьезно больна, и это поразило его даже больше,при изучении качества и количества работы, которую она сделала за последние годы. Оглядываясь назад, Роджер размышлял, "Она была абсолютно сосредоточена над этим произведением. Ее болезнь сосредоточила ее на экстраординарном объеме работ."

О мыслях, посещающих человека перед смертью, Гете сказал поразительные слова: "В конце жизни собранному и концентрированному духу открываются такие мысли, которые себе даже трудно представить; они подобны блаженным духам, спускающимся в сиянии на вершины прошлого".

Также с 1990 года по 1995 год, Роджер сосредоточился на записи и раскручивании Amused To Death (его последний на сегодня рок альбом увидел свет в 1992 году). "Ca Ira" проект был отложен на неполные пять лет.

В 1995 году Роджер снова начал работать над "Ca Ira", теперь толчком стало его решение работать с дирижером Риком Вентуортом. В качестве со-автора Rick Wentworth был прекрасным выбором, а также он превосходный музыкант. В Гэмпширской студии, Роджер и Рик начали переписывать ноты из теперь уже древнего компьютера " Atari ", кропотливо перемещая ноты из компьютера на бумагу, чтобы облегчить более эффективный процесс создания Оперы. Роджер объясняет, что никто бы не додумался теперь использовать этот вид компьютера и программного обеспечения. "Американская компания Emagic," разъясняет Роджер, - " с тех пор выпустила Logic и Logic Pro, эти программы теперь стали музыкальным стандартом." Стоит отметить, что теперь Emagic Logic Pro признана и куплена компанией Apple - на компьютерах которой сейчас пишутся все музыканты. В целях хронологии, сессии тех лет стали известны как " "demo 2".

Вторая трагедия "Ca Ira" произошла в 1996 году, когда Филипп Константен, который стал посланником первых встреч Этинн и Надин Рода-Джил с Роджером умер от малярии.

В июле 1997 года "Ca Ira" сессии начались по новой с французским баритоном Jean-Luc Chaignaud в Abbey Road Studios. Роджер сказал потом режисеру Адриану Мейбну, что именно эта сессия помогла убеждить Sony Classical в сотрудничестве и cо-продьюсировать запись "Ca Ira".

После чего Опера подверглась глобальным переменам. Очевидно, что решение Sony полностью погрузиться в производство "Ca Ira" повысило коммерческий интерес к новой оперной работе Роджера. В документальном фильме "CA IRA, The DVD" мы представлены трем главным вокалистам оперы: уэльсскому бас-баритону Брайн Терфэль, китайскому сопрано Иинг Хуанг, и американскому тенору Пол Гроувс. Эти международно известные певцы расширят музыкальную доступность "Ca Ira" к потенциальной международной аудитории.

Выбор языка, на котором будут исполнены арии, был возможно следующим существенным изменением в проекте "Ca Ira". В 1997 году, Роджер начал писать английскую версию текста. "Первоначально не было никакого намерения сделать английскую версию," сказал он, "я только предположил, что мы сделаем запись на французском языке, и это было бы то, что Вы знаете. Но после того, как Sony Classical подключилась к проекту, они попросили, чтобы я сделал английскую версию, и, в конечном счете, после большого сопротивления я смягчился, и я очень рад, что я сделал это, потому что этот перевод заставил меня побольше поразмыслить об идеях Оперы. Также перевод вынудил меня посмотреть на оперу с точки зрения ее театральности. После того, как я сделал переводы, я начал писать другие части рассказа, чтобы суметь перенести сюжет, и я думаю, что эти переводы сыграли правильную роль в написании Оперы. Я очень рад, что компания грамзаписи настояла на том, чтобы я сделал это."

Оркестровые и хоровые сессии для "Ca Ira" начались в ноябре 1998 года и законцились в феврале 1999 года. Дирижировал оркестром из 80 музыкантов в лондонской Air Studios Рик Вентуорт с Роджером в контрольной комнате, следящим за каждой мелочью, и часто поющим или показывающим мимикой каждое слово в каждой сцене. Опытно составленная оркестровка "Ca Ira" богата деталями и динамикой, вздымающаяся и опускающаяся также естественно, как дыхание.

Вначале проекта "Ca Ira" , Роджер, отметил - "факт - то, что музыканты, обученные играть классику имеют тенденцию механически играть по нотам. Трудно заставить оркестры играть с чувством, Вы знаете, трудно заставить оркестр найти верное исполнение!" Фактически, одним из главных инструментов был красный телефон в контрольной комнате (который обеспечивал прямую связь Роджера с Риком и оркестром), на котором с большим навыком играл Роджер!

Для меня лично, самым полезным аспектом наличия DVD определенно является наблюдение за развитием арии "Серебро, Сахар и Индиго." Роджер хотел дать более подлинное африканское звучание, делая сессии в Studios de la Seine с группой сенегальских барабанщиков. В то время как Классические музыканты имеют тенденцию играть по нотам, рок-музыканты играют чисто интуитивно,и это исполнение нельзя выразить в нотах. Кстати Опера войдет в историю еще и тем, что это ПЕРВАЯ ОПЕРА где нарушены все оперные законы - динамика рок исполнителя была с большим трудом перенесена Роджером в оркестрову, к-ю обычно музыканты играют чисто машинально по нотам. Послушайте "Серебро, Сахар и Индиго" - вот уж поистине новый стиль - "Роджеровская Опера"! Попомните мое слово - Роджер изменил своей оперой - закостенелую традицию исполнения опер!!!

То правило, что самым значительным творческим усилиям не чужды ошибки, действительно и в отношении "Ca Ira". Роджер объясняет - "Эта секция с парнями заставила меня немного попотеть. Я не мог решить, как сделать правильно "Серебро, Сахар и Индиго". Я думал об использовании барабанщиков из Burrundi и многое другое (до сих пор ходят слухи, что Роджер Уотерс обращался к Питеру Гэбриэлу за помощью). Но со временем я понимал всё больше и больше, что, если эта часть должна гармонировать со всей оперой, ее необходимо было создать эффектно, я мог использовать стандартные эффекты большого оркестра, хора и певцов, как и в других ариях. Одно исключение из этого общего правила - Исмаэль Ло, поющий ведущую партию тенора. Есть что-то африканское в стиле, в котором он исполнил свою арию, и на французском, и английском ."


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


www.roger-waters.com


© 2005 Bob Close, Inc.
All rights reserved.





Posted: 25 September 2005

(Bob Close)

CA IRA: Есть Надежда ! Содержание. Часть Вторая

MAIN PAGE

         www.bobclose.narod.ru               


News | Audio | Video | Interview | Articles | Links | BCF | Stuff
Hosted by uCoz