Революция в трех актах. |
Roger Waters about his French revolution opera, Ca Ira
Давно прошли времена, когда рок-н-ролл отчаянно доказывал свое право считаться настоящим искусством, а не «музыкой для ног». Лучшим аргументом тогда считались консерваторское образование Элтона Джона и Кейта Эмерсона, монументальные концептуальные альбомы группы Yes, пафосный «Концерт для группы с оркестром» клавишника Deep Purple Джона Лорда и экстравагантный альянс Фрэнка Заппы и Пьера Булеза. Нынче никого не удивляет, что Пол Маккартни пишет для симфонического оркестра, а бас-гитарист Pink Floyd Роджер Уотерс только что завершил работу над настоящей оперой. Собственно говоря, 61-летний Уотерс давно был замечен в пристрастии к крупным формам. Именно он был подлинным генератором идей и главной движущей силой «золотого» периода «флойдов». Именно тогда, во времена The Dark Side of the Moon и The Wall, безразмерные психоделические звуковые полотна эпохи Ummagumma сменились концептуальными альбомными проектами с четко прописанным сюжетом, непростым движением музыкальных тем, качественно отстроенной драматургией и очевидным уклоном в сторону музыкального спектакля. Логическим развитием сольного творчества Уотерса стала знаменитая сценическая версия The Wall, представленная с участием сборной рок-звезд в Берлине 21 июля 1990 года перед 300 тыс. зрителей. Но уже годом раньше Роджер начал работу над абсолютно не «роковой» оперой Ca Ira. Идею написать «оперную историю французской революции» Уотерсу подал либреттист Этьен Рода-Жиль, первоначально предполагавший использовать уже известный песенный материал музыканта. Либретто, названное в честь популярной революционной песенки того времени, представляло собой взгляд на события с нескольких точек зрения: от королевы Марии-Антуанетты до простолюдинов. В качестве основной сценической площадки и одновременно метафоры «человеческой комедии» замышлялся цирк. Проект настолько увлек композитора, что спустя полтора месяца у него была готова двухчасовая демо-запись нового оригинального материала, предполагавшего полноценное оркестровое воплощение. Тем не менее потребовалось 16 лет, чтобы довести работу до логического завершения. Лишь в 1997 году Уотерс вплотную занялся написанием английской версии либретто: «Это не просто перевод. Я увлечен философскими идеями того времени. Речь не только о французской революции, меня интересует человеческая способность к переменам». В записи многофигурного эпического полотна участвовали оркестр из 84 музыкантов, два хора — взрослый и детский, а также три солиста, в том числе знаменитый валлийский баритон Брин Терфел. Пока публике были представлены только фрагменты нового опуса мистера Уотерса. Увертюра из Ca Ira в 2002 году была исполнена в лондонском Альберт-холле. Три композиции прозвучали 1 мая 2004 года во время церемонии вступления Мальты в Европейский союз. Полноценную премьеру предполагалось первоначально провести сперва на парижской площади Согласия, затем в Санкт-Петербурге, на площади перед Зимним дворцом. Одним из существенных элементов сценографии должен был стать в этом случае крейсер «Аврора». В итоге официально объявлено, что опера Ca Ira впервые будет исполнена вживую в Риме в конце этого года. Зато роскошное издание на двух дисках формата SACD (Super Audio CD), дополненное 60-страничным буклетом с иллюстрированным либретто и DVD-бонусом «Making «Са Ira», поступит в продажу в Европе и США уже 27 сентября. В Риме прозвучит концертный вариант оперы, но в перспективе Уотерс хотел бы увидеть ее полноценную постановку силами настоящей оперной компании. По признанию артиста, он весьма взволнованно ждет реакции сообщества классической музыки. Но при этом не теряет чувства юмора. В интервью Би-би-си Уотерс заметил: «У меня было ощущение, что я положил голову на гильотину. Она [опера] в общем очень мелодична и неприкрыто эмоциональна. Так что если оперные интеллектуалы намерены язвить по этому поводу — ради бога».
Ca Ira, произведенная Sony BMG, в продаже с 26 Сентября |