~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
www.roger-waters.com
|
Сын испанских республиканцев, Этьен Рода-Жиль родился 1-го августа 1941 года
в Монобан (что на юго-западе Франции), в лагере беженцев,
куда бежала его семья из Испании от фашистской диктатуры Франко.
Отец был испанским республиканцем, мать увлекалась танго и пела наиболее знаменитые услышанные по радио песни.
Этьен пронесет, таким образом, багаж мятежей и противоречий из своего детства через всю жизнь.
Повзрослев, он вступит в различные политические движения и будет активно бороться.
Детство и юность Этьена Рода-Жиль
Детство прошло по очень скромным меркам, но именно тогда, между прочим, Этьен рос среди книг и идей.
Детство, главным образом, отмечено нетерпимостью и расизмом.
Это проблемы пристрастия другими, с которыми сталкиваются во Франции почти всеми эмигрантами,
вызванными нетерпимостью и расизмом, Roda-Gil их также прожил.
Он редко посещает детский сад в Тарне и Гаронне, также он остается беженцем
во время проживания семьи в популярном парижском пригороде Антонай ,
там в школе его также считают иностранцем, которого не принимают в свой круг французские учащиеся.
Несмотря на все невзгоды, Этьен Рода-Жиль оказался хорошим учеником, помимо своего родного каталонского
языка, он выучил кастильский и французский языки.
Непокорность
этой эпохи, он сохранит любовь к испанским поэтам, к духу революции и противостоянию.
В 1960 году во время французской войны в Алжире (1954-1962 гг.), Рода-Жиль призвали в армию,
отказаться он не мог, так как был испанским беженцем.
Ему объяснили тогда, что, если бы он согласился пойти в армию, он получил бы французское гражданство
(давайте помнить, что Этьен был персоной без фр. паспорта) и снова мог просить об отсрочке.
Рода-Жиль не уступает и скрывается в Лондоне.
В Лондоне Этьен знакомится с интересными людьми, среди которых Роджер Уотерс,
с которым у Этьена оказались одинаковые взгляды на жизнь и похожее детство. Эта дружба их свяжет на многие годы -
до самой смерти Этьена...
(" Мы встретились в конце 1960 года. Этьен был большого ума, какой-то крайне романтичный,
к тому же наделенный большим прагматизмом. Без сомнения, нас сблизила история наших отцов.
Его воевал на Испанской войне, прежде чем покинуть режим диктатуры Франко;
мой сражался и погиб на второй мировой войне. Этьен был весельчаком, который обожал курить,
пить, разговаривать. Все эти вещи, которые делают Париж столь привлекательной для англичанина."
- Роджер Уотерс, 2005)
1962-1967 : 'Roda - по французски это оседлость.' Муж, отец
Холостяк по всем фронтам, он мечтал тогда стать преподавателем.
Но он стал представителем фармацевтической продукции, чтобы зарабатывать на жизнь.
И в самом деле, повзрослев, он стал жить в HLM of Antony (бюджетной квартире) с женой и сыном Numa.
1967 - 1980 : Встреча с судьбой .
Мы в Париже в 1967 и некто Paul-Alain Leclerc, студент - первокурсник правового факультета,
проводивший всё своё время не на факультете, а в "L'Ecritoire", в латинском квартале,
на площади Сорбонны, студенческое кафе очень разнообразных клиентуры.
Там где решилась дальнейшая судьба Этьена , когда тот, кто собирается стать Julien Clerc ,
внезапно обронил : " Я пишу песни, кто хочет написать мне тексты ? ".
Этьен оказался там, и решая принять вызов, не поднимая глаз, ответил : "Я ".
Это встреча, как удар молнии, как смерть всего того, что было до этого,
и начало долгого сотрудничества, которое даст вначале " Кавалерию " ("La Cavalerie"),
прокрученную только 1 раз по радио 18 мая 1968 года,
хотя их первой совместно написанной песней была " Тарантелла "("La Tarentelle"),
которая представлена только на 2-м диске Julien Clerc.
Рода-Жиль оказывает настоящее интеллектуальное очарование на Жюльена.
Ощутимо старее, это - блестящий теоретик так же, как любитель слов :
он навязывает через голос Жюльена свой стиль, признанный иногда скрытным :
"Jivaro Song", "Yann et les dauphins", "La Californie", "Carthage", "Le Caravanier".
В ноябре 70-го, выйдет то, что остается одним из наиболее красивых альбомов Жюльена,
среди которых 10 из 12 песен будут подписаны Этьеном, среди которых "Ce n'est rien",
"Adelita", "Niagara".
" С вдовой Joe Stan Murray ", он преодолевает новый мыс : тексты делаются абстрактнее,
более сюрреалистическими, символическими.
Он провозглашает гордо : " сумели же за 12 лет не говорить никогда " я тебя люблю " ! "
("on a quand m?me r?ussi en 12 ans ? ne jamais dire « je t'aime »").
Затем следует одна из самых красивых песен его карьеры, " суд вулкан "("le cour volcan")
и то, что станет классикой дуэта :
" Если пели "("Si on chantait"), " Мертвые Рыбы "("Poissons morts"), и " Конькобежец "
("Le Patineur")(1972), символ первой эпохи творчества Жюльена,
чьи ностальгирующие поклонники будут окрещены самим Жюльеном " Клубом Конькобежцев ",
среди которых сегодня и Роджер Уотерс.
(Вспомните юбилейный клип Сторма Торгерсона 'Wish You Were Here' и поймете о чем я...)
В 1977 году Этьен Рода-Жиль пишет стих "Выдумка" ('Maquillez Vous')
по мотивам песни Рика Райта 'Summer 68' , как воспоминание о его первой встрече с Роджером в 60-е годы.
Песню 'Maquillez Vous' исполнил певец Michel Marceau ( Копирайт указан, как Pink Floyd Ltd. ).
До сих пор можно послушать песню на волнах веб-радио
"Bide&Musique"
1980-1993 : Автор Этьен Рода-Жиль
В восьмидесятые появляется первая трещина : Этьен становится менее доступным, менее вездесущим.
Предлагает Жюльену расширить его каталог, работая с другими авторами.
Этьен работает для Mort Schumann, кому он предлагает " Главное Озеро " (" Le Lac Majeur"),
в то время как Jean-Loup Dabadie входит в команду Жюльена. Он не интерпретирует Этьена.
Он пишет также для многочисленных артистов, признавая что никто не любит того,
что не Этьен пишет для Жюльена.
Художественное сотрудничество Жюльен-Этьен прекратится на многие годы.
Дружба и желание вновь приступать к работе с Жюльеном вновь появляется в девяностых годах.
1993 год станет для Этьена большим годом с « Utile », награжденным призом Vincent Scotto.
В 1989 году он уже получил Grand Prix de la Sacem.
Киноматограф
В 1984, Этьен Рода-Жиль делает короткое появление в " Публичной Женщине " режиссера Andrzej Zulawski.
Он - один из трех продьюсеров, его задача - актерский подбор для фильма и
прослушивание главной актрисы фильма. (с Valerie Kaprisky и Francis Huster. )
В 1985 он будет работать снова с Andrzej Zulawski, но на этот раз в качестве соавтора сценария для фильма "L'amour braque".
Вольная адаптация " Идиота " Федора Достоевского.
В 2002 году Этьен Рода-Жиль пишет текст песни "La derive" специально для фильма "Les filles,
personne s'en mеfie",
осуществленный Charlotte Silvera. Фильм вышел в 2003 году.
Книги Этьена Рода-Жиль
Этьен Рода-Жиль - также автор некоторых книг:
La Porte marine (1981)
Mala Pata (1991)
Moi, Attila (1993)
Paroles libertaires (1999)
Terminу (2000)
Ibertao (2001)
В феврале 1992 года Рода-Жиль описал свою вынужденную эмиграцию в Англию в своем
художественном произведении Ibertao, в нем, между строк можно найти описание его первой встречи с
Роджером Уотерсом.
------
Их было пятеро - Даниэль, Хуан, Елиос, Алекс и рассказчик.
Пять сыновей испанских республиканцев, в Лондоне в начале шестидесятых годов.
Им по двадцать лет, они очень бедны, мало пожили, но много прочитали.
Они изучают ирландский и китайский языки.
Главным образом китайский - нескольких десятков необычайно глубоких афоризмов.
(Помните историю создания
Set the controls for the Heart of the Sun ?
Там тоже есть глубокие китайские афоризмы)
Они любят женщин и женщины их тоже любят. Они - интернационалисты,
полные умения и песен борьбы, убежденные, иронично и ужасно серьезные.
------
Что-то о его книгах можно подчерпнуть на этом сайте
Etienne Roda-Gil - Bibliographie
Рода-Жиль анархист
Рода-Жиль принял участие в анархистской Groupe libertaire de Mеnilmontant.
Как анархист, он часто принимал участие в демонстрациях Confеdеration Nationale du Travail.
Так же, как книги Этьена Рода-Жиль были о восстании, тексты, которые Этьен Рода-Жиль писал для Жюльена,
свидетельствуют о желании быть очевидцем несправедливости этого мира, абсурда войн.
"London Derry"
30 января 1972, пацифистские демонстранты Движения за Политические права север-ирландского языка
Mouvement pour Les Droits Civiques "London Derry" стали жертвами армии, которая стреляла без различия
в толпу (Bloody Sunday) " кровавое воскресенье ". (Нам должна быть знакома одноименная песня группы U2)
В тот же день началась радикализация север-ирландского конфликта, который явился причиной смерти,
до сего дня, 3000 человек.
" на языке отчаяния,
это был вопрос о собаках и Англии
Говорили, что они католические
смелые алкоголики
Но их самые маленькие дети сами
умеют пользоваться ружьем "
" мертвые Рыбы
Которые плывут по этой реке "
- Текст решительно анти-военнный, о том, что Боги не должны были бы гордиться:
" Что смазка пулемета
Не изящество богов "
(Нельзя не заметить в строфах идеи, которые Роджер Уотерс разовьет в своей работе Amused to Death.)
В песне " мертвые Рыбы ", Этьен настаивает на факте, что можно жить вместе в мире,
но люди изобретают экономические, этнические или религиозные деления, которые порождают войны:
" Люди бросают барьеры
Всегда между ними и счастьем "
(Здесь также заметны идеи, которые Роджер Уотерс разовьет в своей Стене.)
Здесь
Вы можете прочитать о ещё одном проекте Этьена и Роджера Уотерса, который уже никогда не осуществится.
Рок - опера
В 1979 году Рода-Жиль подписывает буклет " 36 Народный фронт ",
попытка воспоминания показом предшествующих событий в песнях Народного фронта Леона Блюм,
в котором Жюльен принимает участие. Проект, поднимающий эту фреску в парижский зал, теперь уже не закончится никогда.
Останется двойной альбом, записанный по этому случаю, " Это начиналось, как детская мечта "
("Сa commence comme un rеve d'enfant" ) - его Жюльен регулярно исполняет на сцене.
Лирическая Опера
Когда Этьен переехал в Англию в середине шестидесятых годов, там он познакомился
с пинкфлойдовцем Роджером Уотерсом, при помощи их общего друга из французского Pathe Marconi/EMI Филиппа Константена (Philippe Constantin).
Из этого знакомства последовала дружба на всю оставшуюся жизнь,
из которой в 1988 году вышел проект лирической оперы " Это Пройдет " (" CA IRA ").
Этьен сказал Филиппу
- "У меня что-то получилось, шедевр всей жизни, и только одна персона
может написать для ее ноты : Roger Waters. "
Этьен Рода-Жиль написал книжку, а его жена Надин Делахэ иллюстрировала тексты,
чтобы наглядно убедить продьюсеров осуществить проект.
Весь проект поместился на 50-ти страницах. Роджеру Уотерсу было поручено написать музыку.
1989 год -Президент Франсуа Миттерран прослушал демо и оценил его. Представление " CA IRA " было предусмотрено
для двухсотлетия французской Революции в 1989 году и даже должно было быть сыгранно на площади Бастилии в Париже !
Но проект не был закончен. По двум озвученным причинам: готовилась постановка другого спектакля,
и композитор не сумел закончить партитуру вовремя.
Имелось в виду , что оперу исполнят позднее, но 27 февраля 1990 года Надин умерла от лейкемии.
По мнению каждого, Этьен уже никогда не поправится от своей потери.
1995 год - Роджер Уотерс продолжает работать над этим проектом с композитором Риком Вентуорт, в качестве наборщика нот.
В 1996 году Этьен пишет стихи "La Femme sans Haine" -
они - о женском самопожертвовании в любви. Ismael Lo и Roger Waters делают из них английскую песню
"Without Blame"(здесь Вы сможете услышать ее фрагмент)
и с помощью Marianne Faithfull записывают ее для альбома Ismael Lo "Jammu Africa" (1997).
1996 год - Филипп Константен, который стал посланником первых встреч Этинн и Надин Рода-Джил с Роджером умер от малярии.
Июль 1997 года -"Ca Ira" сессии начались по новой с французским баритоном Jean-Luc Chaignaud в Abbey Road Studios.
8 - 21 Июня 1997 года, Париж - Роджер Уотерс записывает хоры на готовую оркестровку оперы - тогда опера длилась 80 минут.
1997 год, Роджер начал писать английскую версию текста. Bryn Terfel помогал в переводе.
Демо проекта, отредактированный Сони Classics, длится уже 110 минут.
( Я понял тогда, что я нуждался в большем повествовании. Я начал писать прологи, по которым добавил
две или три вещи, затем дописал новые сцены. 'Очень тоскливо ?', - спрашивал я у Этьена,
имея в виду то, что он об этом думал, и он мне ответил: " Richie, это еще лучше на английском языке,
чем на французском. " - Роджер Уотерс, 2005)
Ноябрь 1998 года - февраль 1999 года - новые оркестровые и хоровые сессии для "Ca Ira".
Март 2000 года, Guillaune Tell Studios , Suresnes, что вблизи Парижа. Студийные оперные сессии Исмаэль Ло и
сопрано Иинь Хуань.
Май - июнь 2001, Sony Studios в Лондоне - Американский тенор Пол Гроувс и уэльсский бас баритон Брайн Терфэль пишут свои арии.
Много раз переносилась дата выхода альбома " CA IRA " ... Было даже предусмотрено оперное турне по Европе .
И наконец, 1-го мая 2004 года, в полночь, во время празднования вступления Мальты в Евросоюз, на Grand Port, были исполнены
3 куска из оперы : " Opening ", " Taking of Bastille " и " Sugar Indigo ".
Отрывок в общей сложности длился 15 минут. Световые иллюстрации были созданы немецким артистом Джертом Хоф (Gert Hof).
Вы можете послушать эти куски - на альбоме они появятся слегка в другом виде и под другими названиями.
" Opening "
" Taking of Bastille "
" Sugar Indigo "
2004
31 мая 2004, в возрасте 62 лет, Этьен Рода-Жиль навсегда распрощался с нами. (Рода-Джил разбил паралич, и он умер от удара.)
Он отдыхает сегодня на кладбище Монпарнас, между Бодлером (Baudelaire) и Союзной стеной, возле которой расстреливали мужчин и женщин Парижской Коммунны.
Эта площадка с тех пор является предметом настоящих политических паломничеств. Теперь там отдыхает ещё один поэт ...
Этьен Рода-Жиль - послание надежды для всех тех эмигрантов, ставших жертвами расизма во всем мире.
Все его стихи и песни универсальны.
2005
Осенью выходит классическая опера Ca Ira и сразу попадает на первое место в хит-парадах традиционной классической музыки.
Ле Монд -
- Собираетесь ли Вы в ближащее время сыграть эту оперу ?
Роджер Уотерс -
- Мы дадим два концерта в Риме в ноябре, с оркестром восьмидесяти двух музыкантов, большим хором, детьми, солистами.
Я надеюсь, что однажды эксцентричный миллиардер захочет вложить деньги в постановку спектакля.
Конечно, я хотел бы показать Ca Ira во Франции.
Я об этом говорил Жерару Мортье, когда он стал руководителем Оперы-Бастилии (l'Opеra-Bastille).
Кажется он заинтересовался, но сможет ли он рисковать поставить произведение поп-музыканта ?
Мэрия Парижа на данный момент предложила сыграть Ca Ira на площади Конкорд (place de la Concorde).
Важно, чтобы это произведение было закончено, наконец, в память о моих друзьях .
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Смеялись. Смеялись до конца. Этот смех акул, который считаем столь часто
покрашенным на остове бомбардировщиков.
Пробовали. Продвигались. Засыпали, говоря друг другу:
" CA IRA - Это пройдет ."
Я говорил: " CA IRA? -Пройдет ли это? "
Ты отвечала " CA IRA - это пройдет! "
Раньше, долгое время, прежде чем заснуть,
мы говорили друг другу только:
" Я тебя люблю ."
E. R.- G.
Editions du Seuil (Fеvrier 1992).
"И если мы не обманемся -
В нищете роскоши,
В забвении памяти других,
И в уверенности."
E. R.- G. (CA IRA)
|
© 2005 Bob Close, Inc. All rights reserved.
|