По июльским сообщениям "Радио Польша" ВСЕМИРНОЕ ТУРНЕ (!!!) ОПЕРЫ СА ИРА СТАРТУЕТ 25 АВГУСТА
Роджер Уотерс по окончании европейской части своего турне любезно дал интервью радио "Голос Варшавы".
- Что вдохновило вас написать "Ça ira"?
Идея французской четы Etienne и Nadine Roda-gil. Они написали либретто в ознаменование
двухсотлетия французской Революции. Таким образом они выразили свои чувства, разбуженные этой годовщиной.
Они прибыли ко мне с либретто и спросили, смогу ли я написать на него музыку. Казалось, что это - странная
идея, но я подумал: А почему бы и нет? Почему не попробовать немного нового?
- Не могли бы Вы рассказать нам немного поподробнее?
Вас вдохновляет любая специфическая музыка?
По правде говоря, это либретто дало мне вдохновение. Я могу только одно описать. Когда началась работа
и я взял либретто, большой текст на 50 страницах, я открыл его на первой странице,
уселся за фортепьяно и стал играть. И так я сидел за фортепьяно целых шесть недель,
пока не достиг конца текста. Я не могу дальше объяснить, что точно проходило в течение тех шести недель.
Какой же творческий процесс не состоит из остатков тайны везде, включая меня.
- Я читал, что Вам потребовалось 15 лет, чтобы завершить ее.
Можно ли "Ça ira" называть работой всей Вашей жизни?
В некотором отношении, можно, однако я верю, что у меня многое все ещё впереди. Потребовалось так
много времени по многим причинам. Одна из них - смерть Надин в 1990 году. Мы остановили работу
над произведением на целых шесть лет. Произведение создавалось постепенно и я медленно работал над ним,
в перерывах между другими музыкальными проектами. Я близко сошёлся с Риком Уэнтуортом (Rick Wentworth),
кто руководил записью и оркестровывал со мной музыку. Для меня работа над этим произведением стала очень
поучительным уроком. Перед тем, как я стал работать над "Ça ira", я очень мало знал о симфонических оркестрах
и о нотной грамоте для оркестра. Мне пришлось все это учить. Это заняло определённое время, но я учился
нотной грамоте и сочинял "Ça ira" одновременно.
- Когда слушаешь "Ça ira" - и это очаровывает - оперные певцы и симфонический оркестр. Но несмотря на это,
сразу слышно, что это - музыка Роджера Уотерса. Это становится ясно с самых первых звуков.
Я рад услышать это.
- Название оперы - "Ça ira". Но также есть английский подзаголовок: "Надежда Есть". Надежда на что?
В основах, не в основах, скорее в мыслях, которые были фундаментальными во французской Революции,
был основной вопрос: имеет ли индивидуум права? Если имеет, каковы они? Если кто-то признает,
что каждый индивидуум имеет права, точка зрения, которую разделяю я, будем ли мы, как люди способны
самоорганизоваться с политической точки зрения, но и эмоционально, в отношении того, что предложит
большинство из нас - предполагая, что существует любое количество 'нас' скорее, чем просто отдельные
индивидуумы - осуществится ли нами самая большая возможность?
Вопрос таков: Способно ли человечество развиться до уровня, где мы бы были скорее способны понимать
друг друга, чем только враждовать друг с другом?
Я верю, есть надежда, что это произойдёт.
- И это приводит нас к очень важной проблеме - первое исполнение "Ça ira" в Польше совпадает с годовщиной
Познаньских Протестов. Общее у этих событий - свобода.
Конечно, совпадение это не случайно. Премьера концертной версии произведения прошла в Риме в ноябре
прошлого года. После римской премьеры оперы "Ça ira" был чудесный фуршет и на следующее утро у меня
было жуткое похмелье. Внезапно в мою дверь начали ломиться и кричать,
что какие-то поляки ждут меня внизу ПОГОВОРИТЬ.
- О чём? - опешил я.
- Они хотят поставить твою оперу. В Познани, летом следующего года.
- Летом? Следующего года? Они что, спятили? Сейчас спущусь.
В фойе меня ждали Януш Йозефович (Janusz Jozefowicz), Марк Шпендовский (Marek Szpendowski) и директор
познаньской Оперы. Они были полны энтузиазма. Сразу было видно, что они заметили связь между
свободой, равенством и братством, частью истории французской Революции, и соединили всё это
с 50-летней годовщиной того, что случилось в Польше в 1956 году.
- Можем ли мы побольше поговорить о Вашем сотрудничестве с режиссёром Янушем Йозефовичем (Janusz Jozefowicz)?
На что это похоже? Как вы себе представляете "Ça ira" на сцене?
Мы говорили о произведении долгое время. Януш описывал, как это будет на сцене; Я видел декорации.
Он спрашивал, время от времени, что я думаю о его идеях. Я отвечал: "Делайте это. По-моему здорово."
Как композитор оперы, я нахожусь в удобной ситуации. И я могу оставаться в этом положении и просто
не беспокоить их в их работе. Я думаю, что Януш сможет точно прочувствовать это произведение.
У него много энтузиазма и таланта - судя по тому, что я увидел - это будет театральное исполнение.
- Я верю, что музыка - это то, что делает человека лучше. Вы разделяете эту веру, особенно в свете "Ça ira"?
Я не знаю, может ли это произойти, благодаря только этой музыке, но я в это верю. Со времен Пифагора
мы знаем, что музыка - это только математика. Наша реакция на музыку - это реакция на математику
красоты мира. Я не религиозен, но я ощущаю близкую связь с чудесами света.
Музыка является одним из простейших путей соединить нашу совесть с математикой вселенной.
( Роджер Уотерс, 19 июля 2006 года, радио "Голос Варшавы". )