мультимедиа


Роджера Уотерса


1968-1999


ЧАСТЬ ВТОРАЯ


'НА ПОЛЯНЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ'



Мы не знаем, что стало бы с Роджером Уотерсом, если бы не ополоумел Сид Барретт.
Но мы знаем, что Уотерс в 1968 году, как губка впитывал идеи писателей, в том числе и тех, в производстве работ которых он непосредственно участвовал (Anthony Stern "The Body", Max Steuer "The Nightmare"), в то время, как Барретт стремился вероломно вмешаться своими идеями в их проекты и с этого времени его стали сторониться.

в 60-Х была мода на теории радикальной психиатрии: не видя выхода из обычной психбольницы, люди обращались к так называемой альтернативной медицине. Рассказывает Питер Дженнер: "И группа, и менеджеры пробовали показать Сида радикальному психиатру, сорокалетнему Рональду Девиду Лейнгу (Ronald David Laing) - представителю идеи, что безумие - это "когда в глазу у очевидца"."

"Рассматривать (проявления шизофрении) как обусловленные ... неким психическим дефицитом - все равно что предполагать, что человек, делающий стойку на руках на велосипеде, едущем по канату на высоте тридцати метров, страдает от неспособности стоять на двух ногах", писал Рональд Лейнг в своей работе "Политика Переживания". Он имел огромный интерес к легендарному Сиду Барретту, и, несмотря на то, что с Барреттом он так лично и не познакомился, мастер психиатрии часто использовал в своих работах Барретта в качестве примера чувствительного индивидума, доведенного до безумия внешними воздействиями.

Питер Дженнер:
"Лейнг прослушал запись разговора Сида, которую я ему привез и произнес, что он "неизлечим". Попыткам же показать Сида более обычным психиатрам группа препятствовала, боясь, что Сида поместят в психбольницу, откуда он не выйдет никогда. У нас было полное недоверие хитрым велосипедистам. Я читал немного Ирвина Хоффмана (Irving Goffman) и знал, что эти психбольницы делали с человеческими мозгами. Сид не ощущал боль или горе; он просто ополоумел. Так что мы были в борьбе, но это было очень тяжело для каждого из нас." Сам Сид был категорически против каких-либо встреч с психиатрами.

Роджер Уотерс стал интересоваться психоанализом и знал Ронни Лейнга и других лондонских психиатров. Весной 1968 года Роджер Уотерс где-то разговорился с психиатром про психическое состояние Барретта: "Он всегда был #барем звезд, так что Сида он знал", рассказывает Роджер Уотерс. Договорившись о том, чтобы психиатр примет у себя Сида, Роджер привез Барретта на условленную встречу, но Лэйнг, как и Барретт был "не в форме": "Он [Барретт] не мог вылезти из автомобиля ... А Лейнг тогда был сумасшедшей старой п#здой. [Пауза] Пожалуй ‘п#зда’ немного грубо. Но пил он много."

Рассказывет Ник Мэйсон:
"Также Роджер звонил брату Сида, говорил ему, что мы очень волнуемся за него. Он приехал в Лондон и навестил Сида, сказав, что он думает, что все будет в порядке. Он делал так много раз. Мог бы состояться серьезный разговор о состоянии Сида, но тогда у него был хороший, сосредоточенный период и мы думали – великолепно, он вернулся в нормальное состояние."

( Лэйнга беспокоили его собственные демоны: он страл как от эпизодического алкоголизма, так и от клинической депрессии, хотя по слухам он освободился от того и другого за несколько лет до смерти. Разговаривая с Гилмором в 70-е, Лейнг отрицал, что он когда-либо слышал про Барретта. Алкоголик Лейнг конечно мог забыть, но, отдавая должное посмертной репутации психиатра, может быть к лучшему, что Барретт никогда с ним не встретился. Умер Ронни в возрасте 61 года от сердечного приступа играя в теннис 23 августа 1989 года в Сен Тропе (St Tropez), Франция.)

Ronald David Laing (October 7, 1927 – August 23,1989)

-----------------

Вот так судьба заставила Роджера Уотерса погрузиться в философию книги R.D. Lаing "ПОЛИТИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ".
Вот только некоторые цитаты из книги:

(ставя для профилактики нашим героям вопросы:)

расширенный шизофренический эпизод Барретта -
1) это просто затянувшаяся пост-флойдовская депрессия?,
2) связано ли глотание химикатов с хроническим экзистенциальным беспокойством?,
3) это болезненное ощущение опасности или разрушающаяся ценность структуры?,
4) или дьявольски эффективная защита и легендарный материал?

- наводя на размышления (и, в конечном итоге, приводит Роджера Уотерса к написанию стихов)

Глава 'Us and Them' (нет-нет, это не опечатка, а некий первоисточник для Уотерса).

(...)

"Своеобразной особенностью ИХ является то, что они создаются лишь каждым из НАС, отрекающимся от своей собственной личности. Если мы впустили Их в Наши сердца, мы являемся лишь множеством одиночеств, в котором у всех личностей является общим лишь ее расположение по отношению к другому, исходя из необходимости собственных действий. Впрочем, каждый человек, в качестве другого по отношению к другому, является необходимостью другого. Каждый отвергает любую внутреннюю связь с другими;каждый заявляет о собственной несущественности: "Я просто выполняю приказы. Если бы я этого не делал, это бы сделал кто-то еще", "Почему вы не подписываетесь? Все остальные уже подписались" и т. д. Однако, хотя я могу не отличаться, я не могу действовать отлично. Ни один человек мне не необходим более, чем я. по своим заявлениям, нужен Им. Но точно так же, как он есть "один из Них" для меня, я есть "один из Них" для него. При таком собрании взаимной неотличимости, взаимной несущественности и одиночества, по-видимому, не существует никакой свободы. Есть лишь приспособляемость к присутствию, которое существует везде где-то в другом месте."

(...)

"Обычной связью между Нами может быть другой. Этот Другой даже может не быть локализован как вполне определимые Они, на которых можно указать. В социальной сети сплетен, слухов, не признаваемой открыто расовой дискриминации этот Другой находится везде и нигде. Другой, который управляет каждым, есть каждый, находящийся в его положении -в положении не "я", а другого. Однако каждое "я" скрывает, что оно само является тем другим, которым оно является для этого Другого. Этот Другой есть переживание каждого. Любая личность ничего не может поделать из-за другого. Другой находится везде где-то в другом месте.

Вероятно, наиболее интимный способ, которым Мы можем быть объединены,-нахождение каждого из нас в одном и том же присутствии и обладание им внутри самих себя. В любом внешнем смысле это нелепица, но здесь мы исследуем вид переживания, который не признает различий аналитической логики.
Мы обнаруживаем, как этот демонический групповой мистицизм неоднократно вызывался в предвоенных речах на нюрнбергских митингах нацистов. Рудольф Гесс заявляет:
"Мы -это Партия, Партия -это Германия, Гитлер -- это Партия, Гитлер -это Германия" и т. д.
Мы являемся христианами постольку, поскольку мы - братья во Христе. Мы -во Христе, и Христос в каждом из нас.
Нельзя ожидать ни от какой группы, чтобы она держалась достаточно долго на чистом пламени подобного объединенного переживания. Группы склонны исчезать под атаками других групп или из-за неспособности выдержать опустошительное воздействие голода или болезней, внутренних расколов и
т. п.. Но простейшая и вечная угроза любой группе исходит из простого дезертирства ее членов. Это, так сказать, опасность испарения

(Разгадка строчки "down and out"прим. авт.)."

(...)

"Группа не может стать сущностью, отделенной от людей, но люди могут образовывать круги, чтобы окружить других людей. Модели во времени и пространстве, их относительное постоянство и жесткость не превращаются когда угодно в природную систему или гиперорганизм, хотя фантазия может развиваться, и люди могут начать жить фантазией о том, что относительное постоянство в пространстве-времени моделей и моделей моделей и есть то, ради чего они должны жить и умирать.
Происходит так, словно все мы предпочитаем умереть ради сохранения своих теней.
Ибо группа не может быть не чем иным, кроме как разнообразием точек зрения и действий ее членов, и это остается верным даже тогда, когда -посредством интери-оризапии этого разнообразия как синтезированного каждым -это синтезированное разнообразие становится вездесущим в пространстве и продолжительным во времени."

(Разгадка строчки " And in the end it's only round and round and round " прим. авт.)

(...)

"Группа (людей) становится машиной - и забывается, что она - сделанная людьми машина, в которой машиной являются те самые люди, которые ее создают. Она совершенно не похожа на машину, сделанную людьми, которая может обладать своим собственным существованием. Группа - это сами люди, организующие себя в модели, страты, предполагающие и предписывающие различную власть, функции, роли, права, обязанности и т. п."

(Мысли на тему будущего произведения Уотерса "Welcome to the Machine" прим. авт.)

..... -----------------

В августе 1968 года Барретт стал менее враждебным идеям обратиться к психиатру. Так что Gale достала вызов к мастеру психиатрии и Po нанял кеб. Но из-за громко тикающего таксометра, Barrett не смог даже оставить квартиру в South Kensington на 101 Cromwell Road. Питер Дженнер сумел таки добиться съезда Баррета с "нехорошей" квартиры на 101 Cromwell Road, но было уже слишком поздно крепкая "химическая" дружба с По и Стормом Торгерсоном сделала свое черное дело.

Итак осень 1968 года, Сид стал бездомным. Периодически, он возвращался в Кембридж, где мама, мучаясь, понуждала его, чтобы сходить к доктору, возможно слепо надеясь на лучшее. В Лондоне, он терпел неудачу в местах друзей - и начал полуночные шастанья, которые продолжатся в течение следующих двух лет. Один раз, ему пришлось убегать от полиции, после того, как Сид вывалился до рассвета с наркоманами из молодежного общежития в Holland Park, и появится в квартире June Child в Spepherd's Bush, весь в грязи: 'Я была еще June, и "Офис" всегда все делал правильно - это означало деньги, означало заработную плату, означало ему безопасность.'

Часто босиком, он направлялся на юг реки к Battersea, среди жильцов которой был его друг, после совместной работы над фильмами "San Francisco" (режиссер, оператор и редактор в одном лице) и "Tonite Let's All Make Lve in London" (ассистент режиссера) Энтони Штерн (Anthony Stern). Энтони только закончил писать книгу "Тело" (The Body) и искал продьюсеров для экранизации своего шедевра.

Любовница Сида Jenny Spires (о которой Сид написал в своей песне "Lucifer Sam" -
"Добрая Дженифер, ты - ведьма") также жила там.

Однако ответ Сида на приветствие сорокадвухлетнего Штерна стал вялым. Когда он смешивал героин и Mandrax, то, по словам Штерна, 'каждые 40 минут Сид мог исчезать в туалете в состоянии волнения и возвращаться странно спокойным.' Энтони Штерн не смог доверить продьюсирование саундтрека Барретту (та же история, что и с авторами "Комитета") и отправился к Пинк Флойд. Но тут появился Рон Гизин (который увел Роджера из флойдовских астральных блужданий в психоаналитику) и Роджер Уотерс смог заполучить хоть и наполовину, но сольный проект. Трудно было найти продьюсера, пожелавшего бы профинансировать такую сложную экранизацию. Tony Garnett согласился сделать это, а его друг-однопартиец Roy Battersby согласился стать режиссером. Пожалуй, только Рон Гизин из этой компании был далек от политики. Так, изучая микрокосмос человеческой души, Роджер Уотерс отправился изучать микрокосмос человеческого тела, рискуя попасть в черный список английской службы безопасности.

Попутно же, изучая буддизм, Роджер Уотерс адаптировал старинную буддийскую мантру на европейский лад, исключив медитативную монотонность, дополнив стихами китайских поэтов Tu Mu (0803-52 г.г.), Li Ho (0791-0817 г.г.) и Li Shang-Yin (0812-0858 г.г.). Таким образом появилась самая живучая за всю его творческую карьеру песня "Set the Controls for the Heart of the Sun", сороколетие которой мы отметим уже в этом 2007 году(!).



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


www.roger-waters.com


© 2006 Bob Close, Inc.
All rights reserved.





Posted: 16 октября 2006 года

(Bob Close)

мультимедиа Роджера Уотерса 1968-1999 (ч.2) - 'Микрокосмос человеческого тела'

MAIN PAGE

         www.bobclose.narod.ru               



News | Audio | Video | Interview | Articles | Links | BCF | Stuff
Hosted by uCoz