Иван Толстой: Выдающийся британский музыкант, бывший лидер группы «Пинк Флойд» Роджер Уотерс решил
почтить память поляков, отдавших жизни в борьбе против коммунистического режима,
впервые поставив в Познани под открытым небом свою оперу «Са Ира». Рассказывает Алексей Дзиковицкий.
Алексей Дзиковицкий: В июне 1956 года в Познани началось антикоммунистическое восстание – тысячи людей
вышли на улицы города в знак протеста против коммунистического террора, были освобождены политзаключенные,
захвачено здание местного комитета партии, уничтожены документы, портреты и бюсты коммунистических вождей.
Власти ПНР с участниками протестов не церемонились – против них были брошены части регулярной армии,
бронетехника и даже боевые самолёты.
Юзэф Циранкевич: «Темные силы, провокаторы, пытались безуспешно повернуть вспять ход истории
при помощи выстрелов из-за угла. Нужно отметить, что сотрудники служб безопасности, милиции
и военнослужащие проявили высочайшую сознательность – до последнего момента они не использовали
оружие и были вынуждены сделать это лишь после того, как на них напали. Для того, чтобы сохранить
жизнь граждан и вернуть спокойствие на улицы города, власти были вынуждены прибегнуть к жестким мерам».
Алексей Дзиковицкий: Говорил в июне 1956 года в обращении к народу премьер-министр ПНР Юзэф Циранкевич.
В результате применения этих «жестких мер» в уличных боях погибли 57 человек – главным образом повстанцев,
а около 600 получили ранения. Сотни жителей Познани оказались в тюрьмах, лишились работы.
Роджер Уотерс говорит, что для него большая честь представить свою оперу во время празднования
50-летия массовых антиправительственных выступлений жителей Познани.
Роджер Уотерс: «Вы принимаете меня здесь в Варшаве в 50-ю годовщину начала борьбы поляков
за свою свободу – я очень растроган этим и рад, что нахожусь здесь. Знаете, для меня было
огромным сюрпризом, когда на следующий день после премьеры моей оперы в Риме в ноябре минувшего года,
в дверь гостиничного номера постучали директор познаньской оперы и продюсер из Польши. Признаюсь,
у меня страшно болела голова после банкета, который был дан в честь премьеры, так что когда мне сказали,
что предлагают поставить оперу летом в Польше и при этом впервые под открытым небом,
сделать из этого настоящее действо, я был настроен несколько скептически. Однако энтузиазм этих людей
был настолько велик, что меня удалось переубедить, и я этому рад. Если это произойдет,
то вряд ли что-либо иное будет для меня более волнующим. Большое спасибо, я очень тронут».
Алексей Дзиковицкий: Действие оперы «Са Ира» происходит во Франции во время Великой французской революции.
Хотя непосредственной связи в опере с событиями в Познани нет, но, по мнению композитора,
она содержит универсальное послание, тесно связанное с выступлениями против диктатур и тоталитаризма.
Роджер Уотерс: «Я написал эту музыку, откликаясь на либретто, - это как бы поэтическое выражение
нашего отношения к революции, которая имела место два столетия назад. Я вложил столько собственного
чувства и экспрессии в эту музыку, сколько мог. Польский постановщик Януш Юзефович,
его команда выразят их ощущения, их понимание того, то случилось здесь 50 лет назад в ответ
на террор и советскую оккупацию. Как это будет точно выглядеть, какую конкретную связь
между этими временами они найдут, я не знаю. Одно могу сказать с уверенностью: все те,
кто работал над оперой, разделяли идею того, что у человечества есть потенциал,
чтобы развиться до такой степени, чтобы люди стали добрее по отношению друг к другу.
Мы верим, что добро, заложенное в человеке, может выйти наружу и победить зло. Это кажется банальным,
но вопрос в том, верим ли мы в то, что человек может самоорганизоваться так, чтобы жить счастливо.
Я верю, автор либретто тоже, может быть, и вы верите. Среди нас много людей, которые не относятся
к этому цинично. В этом все и дело».
Алексей Дзиковицкий: Постановкой действа, а именно так – действо ( widowisko ) называют то,
что произойдет в Познани его организаторы, занялся Януш Юзефович – один из наиболее известных
современных польских постановщиков. Для постановки будет использована самая современная техника
– сотни прожекторов, лазерные установки. Януш Юзефович говорит о том, что намерен сделать постановку
«о революции, как способе изменения мира».
Януш Юзефович: «Я, конечно, интерпретирую эту оперу по-своему. Это не будет спектакль
о Французской революции, а скорее рассказ о более современных событиях. Мне кажется,
что картина разрушения Бастилии современного человека не так волнует и потрясает,
как хотя бы разрушения Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке. Это нам ближе, мы могли это видеть.
Я хочу сделать спектакль о революции, как о способе изменить мир. Мне кажется, что Французская революция
разбудила демонов, с которыми человечество не могло справиться в течение почти двух столетий и которые,
возможно, частично обрели покой здесь, в Польше. Мы, начнем, конечно, с Французской революции,
будем отражать Весну народов, большевистскую революцию, современные революции. Роджер Уотерс дал
мне полную творческую свободу, и я этому очень рад и пользуюсь этим. Это будет спектакль о свободе,
об освобождении людей иногда вопреки их желанию, спектакль скорее современный, чем исторический».
Алексей Дзиковицкий: Роджеру Уотерсу его идеи понравились. По крайней мере, на предварительном этапе.
Композитор и постановщик согласились, что оценить, что из этого вышло можно будет только после премьеры
действа 7 июля.
Мэр Познани Рышард Гробельны не скрывает радости по поводу того, что о таком важном для его земляков
и всех поляков событии – 50-летии Познаньского восстания, узнают во всем мире – благодаря премьере
оперы Роджера Уотерса.
Рышард Гробельны: «Все знают, что на пути Польши к свободе и демократии было много акций протеста
– многие люди внесли свою лепту в освобождение нашей страны от коммунизма и в то,
что мы можем теперь принимать у себя лучших артистов мира. Я рад, что в организации постановки
нам помогает также институт Леха Валенсы. Июньские события 1956 года стали в какой-то степени
идейным фундаментом для создания «Солидарности» и затем польских перемен.
Празднование 50-летия познаньских выступлений будет разноплановым. Это будут, конечно,
и строго патриотические мероприятия, но и многое другое. Я думаю, что премьера оперы «Са Ира»
станет той частью празднования, которая притянет к нему внимание всей Европы. Еще в Риме,
когда мы разговаривали об этом с Роджером Уотерсом, многие меломаны спрашивали у нас,
можно ли уже резервировать билет на познаньский концерт – мы всех приглашали в наш город.
Надеюсь, что в данный момент они это уже делают».
Алексей Дзикавицкий: Польские продюсеры, которые обладают правами на постановку оперы легендарного
создателя «Стены» и «Обратной стороны луны», над которой тот работал 15 лет, не исключают,
что это действо будет показано также в Токио, Москве и Нью-Йорке.
И еще одно, не касающееся этой темы, но касающееся миллионов поклонников «Пинк Флойд» во всем мире.
На конференции в Варшаве Роджер Уотерс заявил, что не исключает воссоединения группы.
Роджер Уотерс: «Очередная встреча группы «Пинк Флойд» - это значит моя, Дэвида, Ника и Рика – возможна.
Дэвид (Гилмор) очень противится этому – так он говорит в интервью, но никогда не известно,
что случится – люди меняют иногда свое мнение».
--------------------------Иван Толстой
--------------------------10.05.06
ТЕПЕРЬ НА CD "ROGER WATERS ON RADIO FREEDOM 10 MAY 2006" BCF001 (60:00)